Проблемы формирования подразделений транспортной безопасности. Судебный прецедент

Железнодорожный районный суд Красноярска предписал ОАО «РЖД» заменить частную охрану на вокзалах дороги на государственную.

      В суд обратилась Транспортная прокуратура. Основанием стали результаты прокурорской проверки. Надзорное ведомство указало, что на вокзале Красноярска нарушается закон «О транспортной безопасности»: поддержанием общественного порядка занимаются сотрудники частной охранной структуры, а не подразделения государственной охраны. 

Как пояснил западно-сибирский транспортный прокурор Сергей Феоктистов, чоповцы не имеют права работать на вокзале ещё и в силу положений закона «О частной детективной и охранной деятельности». В нём указано, что объекты, подлежащие государственной охране, не могут находиться под наблюдением частных организаций. Перечень утверждён правительством, и в него включены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе вокзалы.

В прокуратуре также указали, что в момент проверки на вокзале Красноярска сотрудники ЧОПа занимались постовой охраной, дежурили на пропускных пунктах и т.д., не имея при себе соответствующих удостоверений. Были и другие нарушения, свидетельствующие о ненадлежащем выполнении охранниками своих обязанностей и, как следствие, недостаточной защищённости объектов железнодорожного транспорта. 

Аналогичные нарушения прокуратура выявила на вокзалах станций Енисей, Злобино, Камарчага, Базаиха и уже подала иски в суд. Возбудили административные дела и против частных охранных предприятий. 

Сергей Феоктистов отметил, что госохрану вокзалам может обеспечить только ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта», а также подразделения вневедомственной охраны МВД. И добавил, что аналогичные проверки уже проводятся и на других транспортных объектах. 

Решение суда Красноярска может создать прецедент. 

В свою очередь, Красноярская региональная дирекция железнодорожных вокзалов направила в суд жалобу и заявление об отмене заочного судебного решения. В документах подчёркивается, что судом были неверно определены объекты, подлежащие государственной охране. В законе «О железнодорожном транспорте» вокзалы как самостоятельные объекты не входят в инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, следовательно, и в перечень объектов, подлежащих госохране. 

Более того, исходя из различных статей законов о транспортной безопасности и о госохране, ОАО «РЖД» не может участвовать в госохране вокзала Красноярска и не несёт расходных обязательств по этому поводу. Следовательно, вменённая ОАО «РЖД» прокуратурой обязанность противоречит требованиям законодательства. 

Как рассказали «Гудку» в Дирекции железнодорожных вокзалов, есть основания полагать, что в рамках законодательства привлечение к охране общественного порядка ЧОПов на вокзальных комплексах не противоречит нормативной базе. 

Чтобы поставить точку в спорах, компания готовит обращение с просьбой разъяснить, на каких основаниях можно привлекать к работе госструктуры и как нести в этой связи расходы. Ведь вокзалы – это объекты общего доступа, а та же ведомственная охрана может привлекаться только к службе на режимных объектах и при стратегических перевозках. 

В ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» «Гудку» рассказали, что сегодня вокзальные комплексы не входят в перечень объектов, подлежащих охране сотрудниками предприятия. 

При необходимости взять под охрану вокзалы придётся внести изменения в договоры, увеличить штат. Поскольку охрана вооружённая, то новым сотрудникам придётся пройти медкомиссию, обучение, получить в МВД лицензию на право ношения оружия. А на это нужно время. 

В Главном управлении на транспорте МВД сообщили, что в структуре транспортной полиции подразделения вневедомственной охраны не предусмотрены. Однако в МВД действует Главное управление вневедомственной охраны. Его сотрудники согласно договорам несут службу и на транспортных объектах, но к работе на железной дороге эти подразделения активно не привлекались. 

Получается, что компания вновь вынуждена работать в законодательном вакууме, когда, с одной стороны, законы требуют защитить людей, в том числе и на вокзалах, а с другой – ограничивают рамки такой деятельности. К примеру, те же ЧОПы охраняют объекты, но не имеют права пресекать правонарушения, даже хулиганство. А установленные с 1 апреля на вокзалах пункты досмотра пассажиры могут смело игнорировать – закон не регламентирует проведение досмотра и не наделяет компанию необходимыми правами. 

В то же время в ДЖВ отметили, что есть поручение первых лиц государства обеспечить безопасность на объектах транспорта. И надо надеяться, законодателям всё-таки удастся решить столь актуальную правовую задачу для железнодорожной отрасли.