Анализ затрат на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности

25 сентября в Москве прошли общественные слушания на тему «Экономика субъекта транспорта и транспортная безопасность»,которые были организованы Правлением Фонда «Транспортная безопасность».

 В докладе, подготовленном организаторами мероприятия, который зачитал член правления Фонда «Транспортная безопасность» Геннадий Мошков, был дан анализ затрат на мероприятия по обеспечению транспортной безопасности на разных видах транспорта. Прямо скажем: цифры, которые в нем были озвучены, оказались шокирующими даже для специалистов!

Так, например, объем вложений ФГУП «Росморпорт» в обеспечение транспортной безопасности с 2012 года превысил 1 млрд руб, по оценкам департамента безопасности ОАО «РЖД», затраты компании на реализацию мероприятий в области транспортной безопасности суммарно оцениваются более чем в 760 млрд. рублей.При этом3 млрд. руб, которые РЖД потратит на категорирование, – просто цветочки по сравнению с будущими затратами.

Согласно закону, компании предстоит сформировать штат подразделений транспортной безопасности в количестве более чем 580 тыс. чел.(со всеми вытекающими последствиями в виде в виде заработной платы, налогов, оснащения и обучения). Только на создание инфраструктуры для деятельности этих подразделений необходимо свыше 334 млрд. руб.Оснащение объектов инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности  обойдется примернов 236 млрд. руб. 

Несколько меньшие, но все равно – очень значительные затраты прогнозируются и на других видах транспорта.

В авиации они оцениваютсяв 100 млрд., на метрополитене – не менее чемв 24 млрд.и т.д.

В целом же суммарно обеспечение транспортной безопасности обойдется отрасли более чемв 1 триллион руб.!

Комментируя эти цифры, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по транспорту Виталий Ефимов отметил, что «мы сейчас фактически работаем на террористов», поскольку одной из задач международного терроризма является дестабилизация экономики, к чему, собственно, и ведут растущие в геометрической прогрессии затраты субъектов хозяйствования.

«Необходимо учитывать экономические последствия рост затрат на обеспечение транспортной безопасности, и их влияние на стоимость транспортных услуг. Ведь задача закона – защитить. Но не разорить»! – отметил он.

Как найти выход из этой ситуации? По мнению В. Ефимова, нужно сначала проверить насколько соответствуют действительности представленные транспортниками цифры.

Для этого можно привлечь профильные институты, экспертов Минтранса, МВД, ФСБ и других авторитетных структур. Если данные подтвердятся, то, конечно же, нужно искать источники финансирования и снижения затрат.

Возможно, нужно сокращать перечень подлежащих категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, или ограничить расходы на финансирование транспортной безопасности, например, 2%-ми от выручки предприятия.

Как вариант – ввести специальный налог, одновременно поручив распределение финансовых потоков какому-то одному конкретному ведомству, независимо от видов транспорта.

В свою очередь, заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток считает, что при финансировании проектов в сфере транспортной безопасности необходимо выработать критерии разумной достаточности.

Они, как это принято в других развитых странах, должны исходить из статистики угроз актов незаконного вмешательства, которая сейчас в России, к сожалению растет. В прошлом году было зафиксировано 543 реальных угрозы и 60 прямых  актов незаконного вмешательства.

При этом по мнению В. Чертока, любая Федеральная целевая программа, направленная на поддержку какой-либо отрасли, обычно предусматривает бюджетное финансирование в пределах 5% от общих затрат. С учетом предполагаемых затрат, а также того, что в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на эти цели из бюджета уже потрачено 46 млрд. руб., и еще столько же планируется потратить согласно проекту новой Комплексной программы, выходит, что уровень бюджетной поддержки отрасли составит почти 10%. 

«Ространснадзор поддерживает идею создания экспертной комиссии для экономических расчетов и оценки затрат в сфере транспортной безопасности, – заявил заместитель руководителя Ространснадзора. – Да, наверное, эти затраты нужно оптимизировать. Но делать это нужно взвешенно, поскольку объемы перевозки незаконных веществ и грузов растут. Кроме того, меняется вектор угрозы актов незаконного вмешательства. Международный терроризм постоянно ищет слабое звено. Сейчас таким звеном в России является автомобильный транспорт».

В качестве одной из основных причин роста затрат, например, на воздушном и водном транспорте эксперты называют двойное регулирование. А именно – необходимость исполнять одновременно требования национального и международного законодательства. Об этом рассказал Олег Петрила, глава департамента Управления авиационной безопасностью ОАО «Аэрофлот». По его словам, только для оснащения воздушных судов камерами видеонаблюдения с ведением записи на информационные носители компании необходимо около 800 млн. рублей!

«Почему законодательство о транспортной безопасности предусматривает одинаковые подходы для всех видов транспорта? Ведь самолет и троллейбус – это совершенно разные транспортные средства с разными рисками и разными затратами по оснащению инженерно техническими системами обеспечения транспортной безопасности! – задал вопрос О. Петрила. – Мы вынуждены исполнять и международные требования, и требования 16-ФЗ, тогда почему нормы нашего законодательства не распространяются на Lufthansa, Delta Air Lines и другие зарубежные авиакомпании, осуществляющие полеты в Россию»?

Как всегда, эмоциональным было выступление Виктора Горбачева, Генерального директора ассоциации «Аэропорт ГА». 

«Гражданская авиация оказалась между Воздушным кодексом и 16-ФЗ, – подтвердил он. – В результате на авиапредприятия сначала приходит Ространснадзор, который проверяет требования Воздушного кодекса, а потом – транспортная прокуратура, которая требует исполнения норм 16-ФЗ. Идеальным решением было бы вывести авиацию из под действия закона «О транспортной безопасности», сделав в нем ссылку на то, что безопасность на этом виде транспорта регулируется нормами Воздушного кодекса».

Заместитель Министра транспорта РФ Николай Захряпинв своем выступлении постарался разрядить ситуацию. Он признал, что, возможно, какие-то нормы действующего законодательства в сфере транспортной безопасности, действительно, нуждаются в дополнениях и уточнениях. Но при этом напомнил, что Минтранс России при разработке поправок в действующий закон и подзаконных нормативных правовых актов уже немало сделал для смягчения требований и минимизации затрат субъектов. 

Поддержав идею создания экспертной группы по оценке финансовых затрат на мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте, он, тем не менее, заметил, что мнение о том, что эти затраты чрезмерны и будут продолжать расти, как минимум, спорно. К тому же, по словам заместителя министра, действующее законодательство дает возможность для значительной минимизации этих затрат.

В частности, сегодня значительно дифференцированы подходы к категорированию объектов транспортной инфраструктуры. В том числе, выделено много некатегорируемых объектов, по отношению к которым применяются минимальные требования в области безопасности (фактически это только организационные мероприятия и обеспечение оперативной связи с правоохранительными органами). 

Субъектам сегодня предоставлено право самостоятельно проводить оценку уязвимости и разрабатывать Планы обеспечения транспортной безопасности. 
«Более того, Минтранс России даже заинтересован, чтобы предприятия сами делали эту работу, – добавил Н. Захряпин. –  Это позволит специалистам, которые отвечают за этот фронт работ, получить необходимые знания и навыки, а также лучше оценить уровень защищенности своих объектов. Что же касается средств, которые затрачиваются на реализацию Планов транспортной безопасности, то ведь можно предусмотреть поэтапный подход, выделив в Плане приоритетные направления и второстепенные задачи».

Подводя итоги мероприятия, Председатель правления Фонда «Транспортная безопасность» Георгий Корнилов отметил, что слушания оказались чрезвычайно полезными для получения всеми заинтересованными сторонами необходимой информации и прояснения позиций. Все поступившие от участников слушаний предложения будут обобщены и станут основой для создания механизма функционирования экспертной структуры, которая объединит авторитетных специалистов по различным видам транспорта и займется выработкой предложений по оптимизации затрат субъектов в сфере транспортной безопасности.

По материалам SecurityMedia Rus