Меню
Экспертиза Требований по обеспечению транспортной безопасности.
В 2015 году Минэкономразвития России провело экспертизу требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.
В ходе проведения экспертизы были проведены публичные консультации с субъектами транспортной инфраструктуры и экспертным сообществом.
По итогам экспертизы в начале 2016 года было опубликовано Письмо Минэкономразвития России от 30 декабря 2015 г. N 38728-ОФ/Д26и «Заключение по итогам экспертизы приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 40 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»
Хотя письмо и касается воздушного транспорта в нем содержится ряд общих положений касающихся и других видов транспорта.
Отдельные выводы экспертного заключение интересно и полезно для всех видов транспорта.
Представляет интерес выводы по оснащению ТС техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и роли Плана обеспечения транспортной безопасности в определении требований для конкретного объекта, ТС.
В экспертном заключении указано, что Ространснадзором в адрес СТИ направлялись предписания об устранении нарушений пунктов Требований, которые выразились в том, что ТС не оборудованы техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
«При вынесении соответствующих предписаний Ространснадзором не учитываются положения всей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения транспортной инфраструктуры и транспортных средств.»
Так, Приказ Минтраса России от 08.02.2011 г. № 40 (далее Приказ) определяет систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и является обязательным для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
При этом статьей 5 Закона о транспортной безопасности предусмотрена оценка уязвимости ОТИ и ТС, которая проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и ТС, результатом проведения которой является, в том числе, описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ и/или ТС по защите от АНВ, а также определение субъекту транспортной инфраструктуры мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о транспортной безопасности установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 Закона о транспортной безопасности, пунктами 2, 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 г. N 34, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства и утверждается компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
При этом компетентный орган обязан отказать в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности в случае несоответствия содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Таким образом, действующее законодательство прямо связывает реализацию субъектами транспортной инфраструктуры Приказа с разработанным ими и утвержденным компетентным органом планом обеспечения транспортной безопасности.
Соответственно, именно план обеспечения транспортной безопасности, утвержденный компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности является исполнительным документом по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ и/или ТС
Таким образом, по смыслу совокупности норм законодательства о транспортной безопасности обеспечение выполнения требований Приказа со стороны субъекта транспортной инфраструктуры заключается в проведении оценки уязвимости и в дальнейшем, на основании ее результатов, в подготовке и направлении в компетентный орган на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности. После его утверждения компетентным органом субъектом транспортной инфраструктуры осуществляется практическая реализация положений плана обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, требования Ространснадзора о прямом исполнении пунктов Требований не согласуются с положениями законодательства о транспортной безопасности.
В Экспертном заключении делается вывод о необходимости внесение изменений в Закон о транспортной безопасности в части указания на то, что обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве и/или объекте транспортной инфраструктуры осуществляется исключительно в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
По результатам экспертизы Минэкономразвития России направило в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложение по внесению соответствующих изменений в Закон о транспортной безопасности.