Письмо АЭВТ Министру транспорта по вопросам транспортной безопасности

В отношении проблемных вопросов при исполнении эксплуатантами воздушного транспорта требований нормативных правовых актов в сфере обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

 

Министру транспорта 
Российской Федерации 
М.Ю. СОКОЛОВУ

 

Уважаемый Максим Юрьевич!

Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта выражает обеспокоенность в связи с ситуацией, сложившейся в сфере осуществления подразделениями Ространснадзора контроля за выполнением авиакомпаниями требований по обеспечению авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте.

02 февраля 2016 г. Вы провели совещание по доработке проектируемых Минтрансом России требований в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта в части исключения неопределенных формулировок, допускающих широкое толкование обязанностей субъектов транспортной инфраструктуры.

Представители авиапредприятий отдельно обратили внимание на существующую проблему различий в толковании надзорными органами отдельных положений действующих нормативных правовых актов в области обеспечения авиационной и транспортной безопасности на воздушном транспорте. Вследствие этого отсутствует единообразное понимание у Ространснадзора и Росавиации о месте и роли в системе обеспечения транспортной безопасности утвержденных Росавиацией соответствующих планов авиаперевозчиков, что, в свою очередь, приводит к необоснованным предписаниям в адрес авиакомпаний.

 Самыми распространенными предписаниями Ространснадзора (необоснованными по мнению авиакомпаний) являются:

1) Требование по оснащению салонов воздушных судов (ВС) системами видeoнaблюдения.

Надзорный орган требует выполнения непосредственно пунктов приказа Минтранса России от 08.02.2011 г. No 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта", в части обеспечения передачи, накопления, обработки и хранения данных, установки систем видeoнaблюдения, видеообнаружения, видеомониторинга, оснащения ВС другими техническими средствами в отрыве от результатов проведенной оценки уязвимости воздушного судна и утвержденных Росавиацией планов обеспечения транспортной безопасности и указывает авиакомпании на нарушения в данной части.

АЭВТ обращает внимание, что пунктом 8 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. No ФЗ-16 "О транспортной безопасности" (далее Федеральный закон No 16-ФЗ) введена норма о том, что технические средства обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам таких средств и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации. Однако подготовленный проект постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил их сертификации", в соответствии с которыми сертификация технических средств возлагается на ФСБ России, МВД России, МЧС России, Федеральное агентство связи и Минтранс России, не вступил в силу.

 

2) Нарушения со стороны авиакомпаний, в части отсутствия контрольно-пропускных пунктов (КПП) при входе на борт ВС и в кабину пилотов, необходимость их непрерывного и круглосуточного функционирования.

В утвержденных Росавиацией планах ОТБ ВС кабина пилотов определена в качестве пункта (поста) управления обеспечением транспортной безопасности на ТС. Следуя логике Ространснадзора, авиакомпании обязаны установить два КПП на входе в ВС и в кабину пилотов. Это требование невозможно выполнить, не изменяя конструкции транспортного средства и его критического элемента, без риска нанести ущерб функционированию ВС в целом. Авиакомпании не могут обеспечить непрерывное и круглосуточное функционирование кабины пилотов с учетом того, что ВС с определённой периодичностью проходит техническое обслуживание, находится под охраной на стоянках ВС в аэропортах оперирования и вынуждено прекращать функционирование на определенный период времени.

 

3) Инспекторы Ространснадзора указывают на то, что авиакомпании неверно определяют перевозочные и технологические сектора зоны транспортной безопасности ВС.

Авиакомпании не могут допустить нарушение в части определения границ секторов зон транспортной безопасности ВС так как границы зон определены по результатам оценок уязвимости ВС, проведенных аккредитованными для этих целей Росавиацией организациями, а не авиакомпанией.

Обращаем Ваше внимание на то, что отсутствие единообразного со стороны Росавиации и Ространснадзора толкования механизма реализации требований по транспортной безопасности и единой правоприменительной практике приводят к дополнительным прокурорским проверкам, что создает дополнительные административные барьеры и наложение на авиаперевозчиков необоснованных штрафных санкций.

Просим Вашего поручения о подготовке разъяснения в адрес Ространснадзора, Росавиации и авиапредприятий по единому толкованию и правоприменительной практике по затронутым в данном обращении вопросам.

 

Президент АЭВТ

В.Н. Тасун