Вопросы транспортной безопасности – речной транспорт.

Перед началом навигации в ООО «ВодоходЪ» прошло совещание по вопросам реализации требований по обеспечению транспортной безопасности.

Совещание по транспортной безопасности 

В совещании приняли участие директор по безопасности судоходства компании А. Ю. Царев, директор по эксплуатации флота — начальник управления технического обслуживания флота компании С. В. Батялов, начальник Волжского управления Госморречнадзора О. В. Абукин, главный специалист службы транспортной безопасности администрации Волжского бассейна С. И. Матыцин, начальник уголовного розыска линейного отдела полиции в речном порту Нижний Новгород С. А. Мухин, капитаны пассажирского флота.

Об особенностях и сложностях реализации  приказа Минтранса № 41 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…», вступивших в силу перед навигацией постановлений Правительства РФ, приказов Минтранса и МВД  проинформировал капитанов А. Ю. Царев. Эти подзаконные акты о порядке аттестации, досмотров обернутся расширением перечня мер, которые обязан принять судовладелец для обеспечения транспортной безопасности.

По словам А. Ю. Царева, на судне должны быть созданы пять групп: группа быстрого реагирования, группы, осуществляющие досмотр, дополнительный и повторный досмотр, группа работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Причем слово «группа» подразумевает, что в ней должно быть не менее трех человек — подготовленных, обученных и аттестованных.

К лицам, отвечающим за транспортную безопасность, как пояснил С. А. Мухин, предъявляются особые требования. Их проверят на наличие судимости и административных наказаний; не стоят ли они на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; не связаны ли с террористическими или экстремистскими группировками и т. д. В аттестующую организацию нужно направить 11 различных документов на каждого человека.

А для членов экипажа, входящих в группу быстрого реагирования, необходимо еще иметь соответствующий уровень физической подготовки. Вот и подумает какой-нибудь матрос, стоит ли ему идти работать на теплоход, при этом проходить обучение, аттестацию, заниматься своей физической формой или лучше найти другое, более спокойное занятие на берегу.

Капитаны активно участвовали в обсуждении проблем. Вопросы и предложения высказывали А. В. Шеногин (капитан теплохода «Георгий Жуков»), А. Н. Казаков («Константин Симонов»), С. А. Кокшин («Мстислав Ростропович»), В. В. Андреев («Ленин»), А. А. Громов («Семен Буденный»), А. В. Силантьев («Константин Коротков»).

Мало кого из капитанов обрадуют лишние хлопоты в дополнение к своим непосредственным обязанностям. Судоводители должны заниматься прежде всего безопасностью судовождения, их первоочередная задача — в срок и без аварий доставить пассажиров в нужное место. Так, может быть, транспортную безопасность будут обеспечивать специальные подразделения частных охранных предприятий?

Но привлечение сотрудников ЧОПа — это серьезные средства. А у судовладельца расходов по обеспечению безопасности и без того хватает. Например, на оборудование каждого теплохода техникой, которая считывает данные пропуска, в том числе и биометрические.

А. Ю. Царев особо остановился на одном из важнейших компонентов транспортной безопасности — соблюдении пропускного режима. Сотрудники ФСБ частенько проводят проверки пассажирского транспорта, они не раз проносили на борт теплоходов муляж взрывного устройства: кто-то из вахтенных с сотовым телефоном отвлекся, кто-то не обратил внимание на чужого человека, кто-то его за своего принял.

Вообще-то, идентификация личности — проблема не из легких. Особенно если суда стоят в три корпуса, идет посадка туристов, ресторан продукты загружает, еще и белье привезли…

Кстати, именно такими моментами и пользуются проверяющие с муляжами. Как в такой суете, при громадном скоплении народа за секунды вычислить в толпе неадекватного человека, когда граница зоны транспортной безопасности проходит за метр от трапа теплохода. Может быть, стоит расширить эту зону? Ведь пассажиры до посадки на борт пересекают территорию речного вокзала, причала. По закону владельцы причалов и другой инфраструктуры также обязаны осуществлять контроль за безопасностью. И сотрудники силовых структур работают в этом направлении. Но и экипажам не стоит расслабляться: бдительность и еще раз бдительность.

Тщательнее всего к системе безопасности относятся в аэропортах. Для предотвращения актов незаконного вмешательства воздушные гавани оснащаются техническими средствами — рамками, видеонаблюдением, инженерно-техническими системами досмотра и т. д. На водном транспорте пока только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани на речных вокзалах установлены рамки и рентгеновское оборудование. В столице членам судовых экипажей, чтобы пройти на Северный речной вокзал и на судно, нужно иметь два пропуска. В остальных же городах, где останавливается круизный флот, попасть на причал можно свободно. Закон, в котором причальные сооружения разделены на категории, позволяет лавировать. Не обязательно устанавливать технические средства охраны, скажем, на дебаркадере в Макарьеве.

Обсуждали на совещании и вопрос с провожающими. Пускать их на борт или нет, может быть, заранее, еще при покупке путевки, информировать менеджера по продажам, сколько сопровождающих нужны пассажиру? Пока эта проблема в стадии решения.

Руководство компании «ВодоходЪ», поставило цель - в течение полугода выполнить все требования законодательства по транспортной безопасности, в том числе по организации порядка досмотра, аттестации ответственных лиц, оборудования всех постов охраны техническими средствами. А. Ю. Царев заверил, что дирекция безопасности судоходства, отдел по транспортной безопасности, со своей стороны, сделают все от них зависящее, чтобы при этом как можно меньше отвлекать капитанов от их основной работы.

 

транспортная безопасность

 

По материалам «Волго-Невский ПроспектЪ»