Транспортная безопасность – новые угрозы или новые возможности?

На XV Совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов был поднят вопрос о возникновении новых угроз террористического характера, актуальных в том числе и для транспортного комплекса России.

 

Одним из ключевых показателей развития транспортного комплекса Российской Федерации является достижение и устойчивое поддержание высокого уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС). Достижение этой цели требует реализации комплекса мер и создания средств, обеспечивающих необходимый уровень защищённости от актуальных и перспективных угроз.
Одной из новых угроз является бесконтрольное  использование беспилотных аппаратов.
Задачи обеспечения транспортной безопасности от вызываемых таким использованием потенциальных угроз характеризуются высокой степенью общности для двух типов беспилотных аппаратов.
1) беспилотных транспортных средств и средств с беспилотной реализацией основных функций управления движением, используемых по прямому назначению в функционировании транспортного комплекса (далее - БПТС);
2) беспилотных движущихся аппаратов, применяемых в злоумышленных целях или непреднамеренно вызывающих риски в отношении транспортных объектов (далее - БДА).
 
 
 60

 

 

Предотвращение и парирование соответствующих угроз относится к задачам обеспечения транспортной безопасности и в значительной мере - к информационной безопасности. Являясь автоматизированными системами, БПТС и БДА подвержены угрозам информационно-кибернетического характера. Целенаправленные кибератаки или случайное информационно-техническое воздействие на такого рода средства, нарушение технологического процесса функционирования беспилотного аппарата могут привести к экономическому ущербу, повлечь аварии и катастрофы, в том числе с человеческими жертвами. Вероятность соответствующих событий на транспортном комплексе характеризуется устойчивой тенденцией роста.
Вместе с тем, существенная уязвимость любых беспилотных аппаратов по отношению к внешнему (удалённому) воздействию (радиоэлектронному, механическому) обеспечивает очевидные возможности защиты транспортного комплекса от их злоумышленного применения или нештатного поведения.
Предметная сфера транспортной безопасности  требует научно-исследовательской разработки в части возможностей и ограничений целевого применения разнообразными субъектами-злоумышленниками различных БДА на типовых объектах транспортного комплекса, вывода БПТС из-под контроля диспетчерской системы, а также технологий эффективного противодействия такого типа воздействиям с учетом отечественной специфики.
Разработка возможностей и технологий построения средств автоматизированного обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз использования беспилотных аппаратов  в целях совершения АНВ  представляется приоритетной задачей развития транспортного комплекса Российской Федерации на текущем этапе.
Новые угрозы требуют разработки новых методических подходов  к оценке защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с учетом угроз от использования беспилотных аппаратов  и оценки эффективности технологий и систем обеспечения безопасности от этих угроз.
Ключевыми факторами нарастания угроз для транспортного комплекса в настоящий период и в ближней перспективе являются:
- Повышение скоростей движения и интенсивности перевозок, существенно повышающее потенциальную механическую уязвимость транспортной системы.
-  Внедрение на разных видах транспорта транспортных средств, предназначенных для движения в беспилотных режимах, являющихся перспективным направлением научно-технического развития Российской Федерации в транспортной отрасли.
- Скачкообразный рост массовой доступности для населения специальных средств и технологий (технологии мобильной связи, средства сканирования и подавления радиоканалов, навигационная аппаратура потребителя, беспилотные аппараты и системы, картографическое обеспечение), исключающий возможность достаточно полного контроля их использования и создающий благоприятные условия как для их злоумышленного применения, так и для реализации непреднамеренных рисков.
- Рост заинтересованности зарубежных специальных служб, диверсионных структур и террористических организаций в применении указанных специализированных и широкодоступных средств для нарушения функционирования отечественного транспортного комплекса.
Суперпозиция указанных факторов обуславливает повышенные риски:
- перехвата управления беспилотными транспортными средствами (например, беспилотным поездом в метрополитене) в злоумышленных целях;
- целенаправленного злоумышленного применения специальных беспилотных аппаратов для нанесения ущерба объектам и пассажирам на транспорте;
- случайного опасного отклонения в функционировании беспилотных аппаратов и хаотизации их поведения по причинам технологического, стихийного, антропогенного или функционального характера.
Наряду с широким применением беспилотных движущихся аппаратов на настоящем этапе активно внедряются транспортные системы с высокой долей беспилотных функций управления, к которым относятся, в частности, высокоскоростные поезда с максимальной степенью автоматизации управления движением, воздушные суда, а также в ближней перспективе, высокоавтоматизированный и беспилотный автотранспорт. Угрозы, которые представляют потерю легитимного управления такого рода транспортными средствами, близки по характеру угрозам злоумышленного использования беспилотных аппаратов.
Новые угрозы требуют разработки  научно- и методически обоснованных моделей угроз и моделей нарушителей
Вновь разработанная под задачи обеспечения безопасности отечественного транспортного комплекса на текущий и перспективный периоды концептуальная модель возникновения и отражения угроз на различных ОТИ и/или ТС от бесконтрольного использования как штатных БПТС, так и потенциально вредоносных БДА требует серьезного методического обеспечения.
Учитывая новые угрозы Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (ФКУ «Ространсмодернизация») планирует провести в 2016 году научно-исследовательскую работу «Разработка научно-технологического обеспечения безопасности объектов транспортного комплекса Российской Федерации от угроз бесконтрольного использования аппаратов, движущихся в беспилотных режимах»
В ходе НИР планируется разработать:
- концептуальные модели угроз (по видам транспорта ) в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, вызываемых в связи с бесконтрольным использованием беспилотных аппаратов;
- методическое обеспечение оценки защищённости транспортного комплекса по отношению к угрозам, вызываемым бесконтрольным использованием беспилотных аппаратов, и оценки эффективности защиты ОТИ и/или ТС от соответствующих угроз;
- требования к средствам и мерам защиты от угроз, возникающих бесконтрольным использованием беспилотных аппаратов, в том числе защиты БПТС от злоумышленного перехвата или нарушения управления;
- методы, методики и процедуры оценки защищённости объектов транспортного комплекса по отношению к угрозам, вызываемым использованием различных БПТС и БДА, и уязвимости БПТС по отношению к угрозам перехвата и нарушения управления ими;
- порядок и алгоритмы реагирования на различные угрозы, вызываемыми использованием беспилотными аппаратами.
 
В результаты НИР должны быть подготовлены  материал для доработки нормативной базы в части использования беспилотных аппаратов и обеспечения безопасности от потенциально создаваемых им угроз на транспортном комплексе России в частности:
Использую результаты НИР в 2017 году планируется проведение опытно конструкторской работы (ОКР). В результате ОКР планируется:
- создание  опытных образцов системы обеспечения безопасности ОТИИ и/или ТС  от угроз, вызываемых использованием беспилотных аппаратов;
- разработка технических решений по обеспечению безопасности БПТС от перехвата и нарушения.
Ю.А. Тарасов